ВНИМАНИЕ! С 1 ИЮНЯ 2023Г. КОЛПАШЕВСКИЙ ОТДЕЛ ВТУ БУДЕТ РАСПОЛОЖЕН ПО АДРЕСУ : 636780 Г.СТРЕЖЕВОЙ ПРОСПЕКТ НЕФТЯНИКОВ ДОМ 174А ПОМЕЩЕНИЕ 2. ТЕЛЕФОН: 8-38259-3-41-55 ПО СТАРОМУ АДРЕСУ В ГОРОДЕ КОЛПАШЕВО ОБРАЩЕНИЯ ПРИНИМАТЬСЯ НЕ БУДУТ.

Обзор правоприменительной практики Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству за 2016 год

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Верхнеобское территориальное управление

Федерального агентства по рыболовству

(Верхнеобское ТУ Росрыболовства)

 

 

 

 

 

 

 

Обзор правоприменительной практики

Верхнеобского территориального управления

Федерального агентства по рыболовству

за 2016 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск-2017

Содержание

 

 

  Введение 3
1. Общие сведения 7
2. Сведения о результатах правоприменительной практики Управления за  2016 год 8
3. Типичные нарушения обязательных требований при проверках 19

 

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно положения о Верхнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (далее – Верхнеобское ТУ Росрыболовства, Управление), утвержденному Приказом Федерального агентства по рыболовству
от 16.09.2013 № 682, является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовства), которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Новосибирской области, Омской области, Томской области, Кемеровской области, Алтайского края, Республики Алтай.

Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Новосибирской области, Омской области, Томской области, Кемеровской области, Алтайского края, Республики Алтай.

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;

проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения и плановых (рейдовых) осмотров, обследований акватории водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий;

оформление результатов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановых (рейдовых) осмотров, обследований акваторий водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий.

В свою очередь под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, регулируемая Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При осуществлении контрольных мероприятий по соблюдению обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – Верхнеобское ТУ Росрыболовства) руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,

Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире»;

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Водным кодексом Российской Федерации;

Постановлением Правительства Российской Федерации» от 30.12.2006г.
№ 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008г.
№ 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»;

Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008г № 444
«О Федеральном агентстве по рыболовству»;

Положение о Верхнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденное приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013г. № 682;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а так же при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов  допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 25.12.2012г. № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов»;

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.10.2014г. № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна».

Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд актов – постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств и т.д.

Государственный контроль (надзор) по соблюдению обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу реализуются посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие сведения

 

Обзор правоприменительной практики подготовлен в рамках реализации статьи 8.2Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

– обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

– обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их доведения до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – объекты государственного надзора);

– совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

– повышение результативности и эффективности контрольно – надзорной деятельности;

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

– выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами законодательства РФ;

– выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

– выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

– выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

– подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

– выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны выполняться субъектами государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.

 

  1. Сведения о результатах правоприменительной практики Управления за 2016 год

 

  1. Составление и исполнение плана проверок

На 2016 Верхнеобским ТУ Росрыболовства были утверждены: план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включающий 73 проверки хозяйствующих субъекта, а также план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, включающий 2 проверки администраций муниципальных образований.

При подготовке планов Верхнеобское ТУ Росрыболовства руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Проекты планов прошли процедуру согласования с Управлением Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора)

Утвержденные приказами Верхнеобского ТУ Росрыболовства планы размещены на официальном сайте Верхнеобского ТУ Росрыболовства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://vtu-nsk.ru/deyatelnost/plany-organizacii.

В течение 2016 года из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были исключены 2 проверки преимущественно в связи с ликвидацией юридического лица.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в установленные сроки направлялись в соответствующий орган прокуратуры, а также размещались на официальном сайте Верхнеобского ТУ Росрыболовства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исполнение плана было возложено на отдел организации государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Верхнеобского ТУ Росрыболовства. План проведения проверок в 2016 году исполнены Верхнеобским ТУ Росрыболовства на 97,26%.

С введением моратория на проведение плановых проверок на 2016- 2018гг. в отношении субъектов малого предпринимательства, возникли существенные проблемы при подготовке в 2015 году плана проверок на 2016 год, поскольку на момент формирования плана надзорные органы не располагали сведениями, необходимыми для определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства, не был определен орган, уполномоченный на представление таких сведений и ведущий учет таких субъектов. Налоговые органы отказывали в предоставлении данных о выручке, штатной численности, структуре уставного капитала организаций, со ссылками на налоговую тайну. При этом следует особо отметить, что мораторий был введен чуть более, чем за месяц до окончания срока подготовки плана на 2016 год. Эти обстоятельства в значительной степени оказали влияние на эффективность планирования на предстоящий год.

Часть проблем, касающихся планирования надзорной деятельности, была решена с введением с 01.08.2016 реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что в значительной мере облегчило процедуру подготовки плана проверок на 2017 год.

В качестве основных проблем при согласовании проектов планов с органами прокуратуры можно выделить невозможность корректировки проектов планов (уточнения данных, замены проверок и т.д.) после их рассмотрения органами прокуратуры, невозможность устранения недочетов, в т.ч. технических характера, в процессе взаимодействия с органами прокуратуры в рабочем порядке в ходе согласования проектов планов. С учетом сложившейся практики предусмотренная действующим законодательством процедура доработки проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры сводится лишь к исключению проверок из проекта плана.

Также хотелось бы обратить внимание на принудительное совмещение органами прокуратуры сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одного юридического лица на одну дату.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством органы прокуратуры не наделены полномочиями по установлению/совмещению сроков плановых проверок. В соответствии с положениями статьи 9  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы прокуратуры лишь вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Во-вторых, такая позиция органов прокуратуры не учитывает ряд объективных обстоятельств, влияющих на эффективное осуществление надзорной функции: осуществление сезонных видов деятельности субъектами проверки, необходимость оптимизации командировочных расходов надзорного органа посредством объединения нескольких проверок в одном командировочном периоде, ежемесячная нагрузка на госинспектора, формирование графика отпусков госинспекторов и т.д. Принятие органами прокуратуры самостоятельных решений по совмещению проверок без учета всех перечисленных обстоятельств не отвечает целям планирования, может повлечь дестабилизацию работы надзорных органов и дополнительное расходование бюджетных средств.

В-третьих, как показывает практика, одновременное начало и проведение проверок несколькими надзорными органами в отношении одного юридического лица, как правило, не оптимизирует для юридического лица процесс проведения контрольных мероприятий, а создает больше трудностей в работе хозяйствующего субъекта, ввиду необходимости одновременной подготовки значительного количества документов по различным сферам деятельности, отвлечения нескольких работников организации для сопровождения проверяющих, одновременной уплаты по результатам контрольных мероприятий нескольких административных штрафов, наложенных различными надзорными органами, затрат денежных средств на исполнение нескольких предписаний об устранении выявленных нарушений в одном календарном периоде, что, несомненно, влечет ощутимое отвлечение денежных средств из оборота проверяемого субъекта и т.д.

 

 

  1. Основания для внеплановых проверок, их согласование с органами прокуратуры

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановых проверок являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды;

2) поступление в Управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде;

б) причинение вреда окружающей среде.

Внеплановые проверки, назначаемые на основании информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда или непосредственно причинения вреда окружающей среде, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

За 2016 год в органы прокуратуры было направлено 4 заявления о согласовании проверки, из них – 3 проверки были согласованы. По 1 заявлению прокуратурой Кемеровской области было отказано в согласовании проведения внеплановой проверки в связи с соблюдением одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора).

  1. Организация проведения проверок

Плановые и внеплановые проверки в 2016 году проведены исключительно на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Верхнеобского ТУ Росрыболовства. Проведение проверки без приказа является грубым нарушением и влечет признание незаконным результатов проверки.

Типовая форма приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля».

Плановые проверки, а также внеплановые проверки, согласованные с органами прокуратуры, проводятся только в форме выездной проверки. Выбор формы проверки по контролю за исполнением предписания (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае  индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.

В 2016 году Верхнеобским ТУ Росрыболовства проведено 89 выездных проверок, 107 документарных проверок.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Верхнеобским ТУ Росрыболовства в 2016 году не допущено нарушения сроков проведения проверок.

Выполнение контрольных мероприятий направлено на соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что выражается в соблюдении требований Федерального закона № 249-ФЗ:

– к срокам подготовки и направления в адрес проверяемого лица приказа о проведении проверки,

– к соблюдению сроков проведения проверок,

– к срокам подготовки актов по результатам проверок,

– к разъяснению должностным лицам подконтрольных организаций прав и обязанностей при выполнении мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами Верхнеобским ТУ Росрыболовства, проводящими проверку, составляется акт проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

При проведении документарных проверок один экземпляр акта направлялся заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Управления.

Акт внеплановой выездной проверки, если ее проведение согласовывалось с органами прокуратурой, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки направлялся в орган прокуратуры.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица Верхнеобского ТУ Росрыболовства, проводившие проверку, выдавали юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.

По итогам проверок в 2016 году выдано 122 предписания об устранении выявленных нарушений

  1. Работа с заявлениями и обращениями граждан

Рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ),

За 2016 год Верхнеобским ТУ Росрыболовства рассмотрено 44 обращения, содержащие сведения о нарушениях обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда окружающей среде. Из них направлено по подведомственности 3 обращения, по 41 обращению проведены контрольно-надзорные мероприятия (в том числе акты осмотра).

Большинство жалоб касаются несоблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водных объектов, загрязнение строительным и бытовыми отходами территории, прилегающей к водному объекту, а также правонарушения, допущенные при сбросе сточных вод в водный объект.

Основной проблемой при рассмотрении обращений граждан является то обстоятельство, что большинство обращений не содержит конкретных данных о лице, нарушающем требования природоохранного законодательства, что затрудняет организацию проведения внеплановой выездной проверки. В 2016 году анонимных обращений не поступало.

Неисполнение гражданами обязанности, возложенной на них статьей 7 Федерального закона № 59-ФЗ по исполнению требований к письменному обращению, исключает возможность осуществления контрольно-надзорных мероприятий в области охраны окружающей среды.

Пример: По подтверждению фактов изложенных в обращении председателя Мариинского общества  охотников и рыболовов проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Сибмост».

В ходе проведения проверки было установлено, что предприятие в результате осуществления производственной деятельности по строительству автомобильной трассы федерального значения «Байкал» допустило пересыпание грунтовой смесью русла старицы реки Кия, что привело к изменению ее берега, русла, дна нерестового водного объекта, тем самым нарушен путь миграции рыбы и прекращен естественный водоток из русла Медвежьей курьи в реку Кия. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.38 и
ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По подтверждению фактов изложенных в обращении гражданки Модявской Е.Д. о возможном нарушении действующего природоохранного законодательства Российской Федерации при проведении строительных работ в водоохранной зоне р. Объ. в районе СНТ «Береговое»  было проведено контрольно-надзорное мероприятие в результате, которого было установлено, что в указанном водоохранной зоне р. Объ строительные работы не ведутся, но обнаружено складирование насыпного грунта.

В ходе проведенного рейда было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По итогам административного расследования к административной ответственности привлечено должностное лицо СНТ «Береговое», за правонарушение, предусмотренное ст. 8.33 КоАП РФ.

По подтверждению фактов изложенных в обращении гр. Балабанова И.Г. о возможном нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Духовое» действующего природоохранного законодательства Российской Федерации по добычи строительного песка на участке «Чертово горло» Духового месторождения,  было проведено контрольно-надзорное мероприятие в результате, которого было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По итогам административного расследования к административной ответственности привлечено юридическое лицо ООО «Духовое», за правонарушение, предусмотренное ст. 8.33 КоАП РФ.

 

  1. Обзор правонарушений, выявленных при проведении проверок и привлечения к ответственности по результатам проверок.

По результатам проведенных проверок в 2016 году привлечено к административной ответственности 155 правонарушителей, том числе 40 должностных лиц и 115 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых:

– по статье 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов – 116 (процент выявленных административных правонарушений от общего числа  выявленных правонарушений составляет 75%);

Примеры: В ходе проведения плановой, выездной проверки в отношении ЗАО «Тартасское» было установлено, что предприятие осуществляет складирование отходов жизнедеятельности животных в водоохранной зоне реки Омь. Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ст. 8.33 КоАП РФ.

В ходе проведения плановой, выездной проверки в отношении МУП «Водоканал», было установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по сбросу сточных, в том числе дренажных вод в озеро Новотроицкое с превышением нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ. Юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ.

В ходе проведения плановой, выездной проверки в отношении
ООО «Томлесдрев» было установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов для производственных целей из реки Томь без согласования с Верхнеобским ТУ Росрыболовства. Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ.

– по статье 8.38 КоАП  РФ за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов – 2 (процент выявленных административных правонарушений от общего числа  выявленных правонарушений составляет 1%);

Пример: В ходе проведения плановой, выездной проверки в отношении
ЗАО «Студеновское» в Новосибирской области было установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации водозаборного сооружения и перекачивающегося механизма с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов без согласования с Верхнеобским ТУ Росрыболовства. Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.38 КоАП РФ.

– по статье 8.42 КоАП РФ за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 3 (процент выявленных административных правонарушений от общего числа  выявленных правонарушений составляет 2%);

Примеры: В ходе проведения внеплановой, выездной проверки в отношении ООО СП «Барзасское товарищество», было установлено, что предприятие при осуществлении хозяйственной деятельности по разработке горных пород произвело отсыпку породного отвала в водоохранной зоне реки Гусиная Кемеровской области, что привело к частичному попаданию породных масс в водный объект. Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.42 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой, выездной проверки в отношении
ОАО «Сибмост» было установлено, что в результате осуществления производственной деятельности по строительству автомобильной трассы федерального значения «Байкал» допустило пересыпание грунтовой смесью русла старицы реки Кия, что привело к изменению ее берега, русла, дна нерестового водного объекта, тем самым нарушен путь миграции рыбы и прекращен естественный водоток из русла Медвежьей курьи в реку Кия. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.38 и
ст. 8.42 КоАП РФ.

– по статье 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль – 34 (процент выявленных административных правонарушений от общего числа  выявленных правонарушений составляет 22%).

Примеры: В ходе проведения внеплановой, документарной проверки в отношении ООО «Компания Север» было установлено, что предприятие в установленный срок не выполнило требования, выданного ему предписания по согласованию размещения судов на участке р. Иртыш в1821,8 км от устья с Верхнеобским ТУ Росрыболовства, тем самым нарушило ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что ОАО «Шахта Полосухинская» в установленный срок не выполнило требования, выданного ему предписания по доведению нормативов до предельно допустимых концентраций вредных веществ и микроорганизмов в составе сточных вод, попадающих в реку Есаулка, тем самым нарушило ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что ООО «Маяк» в установленный срок не выполнило требования,  выданного ему предписания по согласованию деятельности на размещение открытого плавательного бассейна в 30 метрах от уреза воды, в водоохраной зоне Новосибирского водохранилища с Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, тем самым нарушило  ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что ОГБУЗ «Санаторий «Чажемто» Томской области в установленный срок не выполнило требования, выданного ему предписания по согласованию на добычу сапропели из озера Карасёвое, расположенное в Колпашевском районе с Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства, тем самым нарушило ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

Сумма наложенных штрафов составила 2125 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов составила 1634 тыс. руб. Процент взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов составил 77%.

На рассмотрение в суд за 2016 год направлено 36 протоколов об административных правонарушения по различным составам, предусмотренным КоАП РФ.

В целях контроля за выполнением выданных предписаний Верхнеобским ТУ Росрыболовства ежемесячно отслеживаются сроки исполнения предписаний, проводятся внеплановые проверки в порядке контроля исполнения предписаний, по результатам которых возбуждены и направлены мировым судьям 36 дел об административных правонарушениях по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания, судьями наложено штрафов на сумму 313 тыс. рублей.

 

  1. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

По результатам оперативно-рейдовых мероприятий привлечено к административной ответственности 1333 граждан, 168 должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых:

– по статье 8.33 КоАП РФ за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов – 436 (процент выявленных нарушений от общего количества выявленных  административных правонарушений  составляет 29%);

Примеры: В ходе проведения оперативного рейдового мероприятия были выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные
ООО «Питомник Сибири», а именно, строительство дамбы через р. Иртыш в районе микрорайона Черемушки Ленинского административного округа г. Омска и оборудование зоны отдыха малыми архитектурными постройками в виде беседок без согласования с Верхнеобским ТУ Росрыболовства. Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ.

В ходе проведения оперативного рейдового мероприятия были выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные СНТ «Береговой»
по складированию размываемого грунта в районе о. Кудряш в водоохранной зоне реки Обь без согласования с Верхнеобским ТУ Росрыболовства.  Должностное лицо было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ.

– по статье 8.38 КоАП  РФ за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов – 0;

– по статье 8.42 КоАП РФ за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – 1065 (процент выявленных нарушений от общего количества выявленных административных правонарушений составляет 71%).

Пример: В ходе проведения оперативного рейдового мероприятия были выявлены факты стоянки личных транспортных средств граждан в водоохранной зоне. Граждане были привечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.42 КоАП РФ.

Сумма наложенных штрафов при проведение оперативных рейдовых мероприятий составила 5452,2 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов составила 3069,89  тыс. руб. Процент взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов составил 56%.

При осуществлении государственного контроля (надзора) Верхнеобское ТУ Росрыболовства взаимодействует в форме планирования и реализации совместных мероприятий с природоохранной прокуратурой путем проведения совместных проверок.

За период 2016 года проведено 17 совместных рейдовых мероприятий по выявлению нарушений природоохранного законодательства. Выявлено 15 нарушений. Сумма наложенных штрафов составила 138,5 тыс. руб.

При проведении совместных рейдов с сотрудниками МВД РФ выявлено 19 нарушений природоохранного законодательства, из них 6 нарушений допущено должностными и юридическими лицами. Сумма наложенных административных штрафов составила 97,5 тыс. руб.

В порядке взаимодействия с районными прокуратурами по подведомственности передано два дела в отношении одного должностного и одного юридического лица. Материалы дела рассмотрены, виновные лица привлечены к административной ответственности. Наложенный штраф составил 15 тыс. руб.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2016 году привлечено к административной ответственности 1333 граждан, 323 должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сумма наложенных штрафов составила 7577,2 тыс. рублей, размер взыскания составил 4703,89 тыс. руб. Для устранения выявленных нарушений выдано 122 предписания. Процент взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов составил 62%.

 

  1. Типичные нарушения обязательных требований при проверках

В целом нарушениями является:

– несоблюдение законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водных объектов отсутствие согласования на осуществление хозяйственной деятельности с Верхнеобским ТУ Росрыболовства, а также загрязнение территории, прилегающей к водному объекту;

– несоблюдение законодательства в области охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод в водные объекты;

Значительную часть административных правонарушений составляют правонарушения, допущенные при сбросе сточных вод и заборе водных ресурсов.

В ходе проведения ряда проверок и административных расследований выявлены множественные нарушения при сбросе сточных вод.

При анализе условий, способствовавших совершению административного правонарушения можно выделить следующее:

– отсутствие системы контроля за деятельностью работников предприятий со стороны руководства;

– халатное отношение работников по отношению к исполнению своих должностных обязанностей;

– незнание требований нормативных правовых (технических) актов работниками и руководителями предприятий.

Для устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, руководителям предприятий выносятся предписания для их устранения.