Анализ правоприменительной практики в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству за 2 квартал 2020 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Верхнеобское территориальное управление
Федерального агентства по рыболовству
(Верхнеобское ТУ Росрыболовства)
Обзор правоприменительной практики контрольно – надзорной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству за 2 квартал 2020 года
Новосибирск-2020
Содержание
Введение |
4 |
|
1 |
Общие сведения |
7 |
2 |
Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора), обобщение вопросов применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) |
8 |
2.1 |
Составление и направление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей |
8 |
2.2 |
Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок, согласования проведения проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях |
10 |
2.3 |
Разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержания |
10 |
2.4 |
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок |
12 |
2.5 |
Организация и проведение иных мероприятий по контролю (надзору), в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
14 |
2.6 |
Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо |
14 |
3 |
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по рассмотрению заявлений и обращений граждан |
15 |
4 |
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по привлечению юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при проведении проверок |
16 |
5 |
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов |
18 |
6 |
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по проверкам и иным мероприятиям по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
19 |
7 |
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по разъяснениям, даваемым органом государственного контроля, его подразделениями и территориальными органами по вопросам применения законодательства Российской Федерации |
21 |
8 |
Типичные нарушения обязательных требований при проверках |
22 |
Введение
Согласно положению о Верхнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (далее – Верхнеобское ТУ Росрыболовства), утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 № 682, Верхнеобское ТУ Росрыболовства является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству (далее – Росрыболовства), которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Новосибирской области, Омской области, Томской области, Кемеровской области – Кузбасса, Алтайского края, Республики Алтай.
Верхнеобское ТУ Росрыболовства осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Новосибирской области, Омской области, Томской области, Кемеровской области – Кузбасса , Алтайского края, Республики Алтай.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;
проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения и плановых (рейдовых) осмотров, обследований акватории водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий;
оформление результатов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановых (рейдовых) осмотров, обследований акваторий водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий.
В свою очередь под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, регулируемая Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
При осуществлении контрольных мероприятий по соблюдению обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – Верхнеобское ТУ Росрыболовства) руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральным законом от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Водным кодексом Российской Федерации;
Постановлением Правительства Российской Федерации» от 30.12.2006г.
№ 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008г.
№ 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»;
Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008г № 444
«О Федеральном агентстве по рыболовству»;
Положением о Верхнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013г. № 682;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013г. № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012г.
№ 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов»;
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.10.2014г. № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно – Сибирского рыбохозяйственного бассейна» и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими соблюдение обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
Государственный контроль (надзор) по соблюдению обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации реализуются посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
-
Общие сведения
Обзор правоприменительной практики подготовлен в рамках реализации статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
– обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);
– обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их доведения до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – объекты государственного надзора);
– совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
– повышение результативности и эффективности контрольно – надзорной деятельности.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
– выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами законодательства РФ;
– выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
– выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
– выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
– подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
– выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны выполняться субъектами государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора), обобщение вопросов применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора)
2.1. Составление и направление ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей
На 2020 год Верхнеобским ТУ Росрыболовства были утверждены:
-план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включающий 114 проверок хозяйствующих субъектов.
При подготовке планов Верхнеобское ТУ Росрыболовства руководствовалось требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Проекты планов прошли процедуру согласования с Управлением Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора).
Утвержденные приказами Верхнеобского ТУ Росрыболовства планы размещены на официальном сайте Верхнеобского ТУ Росрыболовства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:https://vtu-nsk.ru/deyatelnost/plany-organizacii.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в установленные сроки направлялись в соответствующий орган прокуратуры, а также размещались на официальном сайте Верхнеобского ТУ Росрыболовства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»по адресу:https://vtu-nsk.ru/deyatelnost/plany-organizacii.
Исполнение плана было возложено на отдел организации государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Верхнеобского ТУ Росрыболовства.
В соответствии с частью 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2020 года
по 31 декабря 2020 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 настоящего Федерального закона. Таким образом, при подготовке плана проверок на 2020 год часть проблем, касающихся планирования надзорной деятельности, была решена с введением с 01.08.2016 Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы, что в значительной мере облегчило процедуру подготовки плана проверок на 2020 год.
С учетом сложившейся практики, предусмотренная действующим законодательством процедура доработки проекта ежегодного плана, с учетом предложений органа прокуратуры, сведена к исключению проверок из проекта плана.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы прокуратуры вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
Как показывает практика, одновременное начало и проведение проверок несколькими надзорными органами в отношении одного юридического лица, как правило, не оптимизирует для юридического лица процесс проведения контрольных мероприятий, а создает больше трудностей в работе хозяйствующего субъекта, ввиду необходимости одновременной подготовки значительного количества документов по различным сферам деятельности, отвлечения нескольких работников организации для сопровождения проверяющих, одновременной уплаты по результатам контрольных мероприятий нескольких административных штрафов, наложенных различными надзорными органами, затрат денежных средств на исполнение нескольких предписаний об устранении выявленных нарушений в одном календарном периоде, что, несомненно, влечет ощутимое отвлечение.
2.2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок, согласования проведения проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановых проверок являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды;
2) поступление в Верхнеобское ТУ Росрыболовства обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде;
б) причинение вреда окружающей среде.
Внеплановые проверки, назначаемые на основании информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда или непосредственно причинения вреда окружающей среде, подлежат согласованию с органами прокуратуры.
За отчетный период 2020 года в органы прокуратуры заявлений о согласовании проверок не направлялось.
2.3 Разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержания
Плановые и внеплановые проверки за отчетный период проведены исключительно на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Верхнеобского ТУ Росрыболовства. Проведение проверки без приказа является грубым нарушением и влечет признание незаконным результатов проверки.
Типовая форма приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля».
Плановые проверки, а также внеплановые проверки, согласованные с органами прокуратуры, проводятся только в форме выездной проверки. Выбор формы проверки по контролю за исполнением предписания (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Нарушения сроков проведения проверок не допущено, все они проведены в срок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Выполнение контрольных мероприятий направлено на соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что выражается в соблюдении требований Федерального закона № 249-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
– к срокам подготовки и направления в адрес проверяемого лица приказа о проведении проверки;
– к соблюдению сроков проведения проверок;
– к срокам подготовки актов по результатам проверок,
– к разъяснению должностным лицам подконтрольных организаций прав и обязанностей при выполнении мероприятий по контролю.
По результатам проверки должностными лицами Верхнеобским ТУ Росрыболовства, проводящими проверку, составляется акт проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
При проведении документарных проверок один экземпляр акта направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Верхнеобское ТУ Росрыболовства.
Акт внеплановой выездной проверки, если ее проведение согласовывалось с органами прокуратурой, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки направляется в органы прокуратуры.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица Верхнеобского ТУ Росрыболовства, проводившие проверку, выдавали юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.
2.4. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено ФЗ № 294;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора) по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Также, положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено уведомление юридического лица и индивидуального предпринимателя о проведении проверки. При проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено требование обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки. Факт ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о проведении проверки фиксируется в акте проверки путем указания времени, даты, фамилии и инициалов руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя и его подписи.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами соблюдены. Обращений по фактам нарушения в ходе проведения проверок антикоррупционного законодательства должностными лицами не поступало.
2.5. Организация и проведение иных мероприятий по контролю (надзору), в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8.3. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств.
Мероприятия по контролю проводятся в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 25.12.2012 № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», приказа Минсельхоза России от 18.02.2015 № 58 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (на основании плановых (рейдовых) заданий.
За отчетный период 2020 года должностными лицами Верхнеобского ТУ Росрыболовства проведено 2421 контрольно-надзорное (рейдовое) мероприятие.
2.6. Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбор ответственности, к которой привлекается виновное лицо
Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В КоАП РФ отсутствует понятие впервые совершенного административного правонарушения.
Вместе с тем пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, статьей 4.6 КоАП РФ установлены обстоятельства (критерии), наличие которых свидетельствует о повторности административного правонарушения, а именно: совершение со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня исполнения данного правонарушения однородного административного правонарушения. В связи с этим возникает вопрос о том, будет ли являться отсутствие данных обстоятельств основанием для замены административного штрафа на предупреждение?
В ходе производства по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (их работников), необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, статьи 4.6 КоАП РФ при назначении вида административного наказания, в части замены административного штрафа на предупреждение. Учитывая, что в отчетный период проверки проводились только в отношении объектов надзора, относящихся к категории крупного бизнеса, предупреждения не выдавались.
-
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по рассмотрению заявлений и обращений граждан
Рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).
За отчетный период должностными лицами Верхнеобского ТУ Росрыболовства рассмотрено 14 письменных и электронных обращений граждан и организаций, содержащих сведения о нарушениях обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда окружающей среде. Из них направлено по подведомственности 3 обращения, по 11 обращениям проведены контрольно-надзорные мероприятия, по результатам, проведения которых оформлены соответствующие первичные материалы (акты осмотра).
Большинство жалоб касаются несоблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водных объектов, загрязнение строительным мусором и бытовыми отходами территории, прилегающей к водному объекту, при сбросе сточных вод в водный объект.
Основной проблемой при рассмотрении обращений граждан является то обстоятельство, что большинство обращений не содержит конкретных данных о лице, нарушающем требования природоохранного законодательства, что затрудняет организацию проведения внеплановой выездной проверки. За 2 квартал анонимных обращений не поступало.
Неисполнение гражданами обязанности, возложенной на них статьей 7 Федерального закона № 59-ФЗ по исполнению требований к письменному обращению, исключает возможность осуществления контрольно-надзорных мероприятий в области охраны окружающей среды.
В целях рассмотрения устных обращений граждан, относящихся к компетенции Верхнеобское ТУ Росрыболовства, осуществляется прием граждан руководством Верхнеобского ТУ Росрыболовства в соответствии с утвержденным графиком приема граждан.
-
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по привлечению юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при проведении проверок
В целях сохранения водных биоресурсов и благоприятной среды их обитания, обеспечения их естественного воспроизводства территориальными отделами Верхнеобского ТУ Росрыболовства в рамках установленной сферы деятельности во втором квартале 2020 года проведено 5 проверок (3 плановые и 2 внеплановые проверки) в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Учитывая изменения, внесенные в акты Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» произошло снижение количества проведенных плановых и внеплановых проверок.
Из 50 запланированных плановых проверок на первое полугодие 2020 года на отчетный период проведено только 13 (36 проверок исключено из плана Генеральной прокуратурой и одно предприятие на момент проведения контрольно-надзорного мероприятия прекратило свою деятельность).
По результатам проведенных проверок выявлено 7 нарушений действующего законодательства, составлено 12 протоколов об административном правонарушении с наложением административного штрафа.
Сумма наложенных штрафов составила 292 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов с учетом предыдущих периодов составила 552,6 тыс. руб.
В целях контроля за выполнением выданных предписаний Верхнеобским ТУ Росрыболовства ежемесячно отслеживаются сроки исполнения предписаний, проводятся внеплановые проверки в порядке контроля исполнения предписаний, по результатам которых возбуждено и направлено мировым судьям 4 дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. По результату рассмотрения ранее направленных административных материалов, за невыполнение в установленный срок предписания, судьями наложено штрафов на сумму 65 тыс. рублей.
С целью фактического устранения выявленных нарушений законодательства должностные лица Верхнеобского ТУ Росрыболовства принимают весь комплекс мер реагирования: возбуждают дела об административных правонарушениях, составляют протоколы об административных правонарушениях и привлекают к административной ответственности виновных лиц путем вынесения постановлений, вносят представления соответствующим должностным и юридическим лицам, направляют исковые заявления в суды о возмещении ущерба, направляют сообщения о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния в правоохранительные органы, а также сообщения о признаках административно наказуемого правонарушения в соответствующие ведомства.
Верхнеобским ТУ Росрыболовства введена практика выдачи предостережений. Решения о направлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований выносятся Управлением в случае получения в ходе контрольно-надзорных мероприятий сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Во втором квартале должностными лицами Верхнеобского ТУ Росрыболовства предостережения не выдавались.
-
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов
Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов установлены основные принципы сохранения водных биоресурсов, одним из которых является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования, определено понятие – сохранение водных биоресурсов и обеспечивающие его меры, в том числе такие как:
– оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
– определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий такого негативного воздействия, направленных на восстановление их нарушенного состояния;
– проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания (восстановительные или компенсационные мероприятия).
Установлены порядки и правила их осуществления путем проведения работ по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биоресурсов, рыбохозяйственной мелиорации. Вместе с тем, в настоящее время разработка восстановительных (компенсационных) мероприятий не всегда соответствует возможностям их реализации и не учитывает трудности и многоступенчатости механизма их осуществления.
Типовыми нарушениями и замечаниями при проведении компенсационных мероприятий являются:
– опечатки, описки, неполные или недостоверные данные в заявках;
– форма заявки не соответствует приложению №2 к административному регламенту Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по заключению договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, утвержденному приказом Минсельхоза России от 13.07.2016г. № 295, в результате следует отказ во включении в план мероприятий;
– незнание порядка выполнения компенсационных мероприятий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
– неисполнение обязательств согласования по возмещению ущерба водным биоресурсам и среде их обитания посредством проведения компенсационных мероприятий.
Результатом выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов является выпуск юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, который подтверждается соответствующим актом выпуска.
На официальном сайте Верхнеобского ТУ Росрыболовства и информационном стенде, размещаются образцы заполнения заявок, формы отчетности и иные документы.
Управлением ведется претензионно – исковая работа в отношении хозяйствующих субъектов, не выполнивших требований выданных согласований в части проведения компенсационных мероприятий.
В План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов на 2020 год включено 106 организаций, которыми запланировано проведение компенсационных мероприятий в счет причиненного ущерба водным биоресурсам и среде их обитания и две организации которые планируют проведение подобных мероприятий за счет собственных средств.
-
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по проверкам и иным мероприятиям по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
По результатам оперативно-рейдовых мероприятий за 2 квартал 2020 года привлечено к административной ответственности 220 граждан, 17 должностных, и 11 юридических лиц, выдано 3 предупреждения:
Сумма наложенных штрафов за 2 квартал 2020 года при проведении оперативных рейдовых мероприятий составила 1191 тыс. рублей. Сумма взысканных штрафов с учетом взысканных штрафов, наложенных по постановлениям предыдущих периодов составила 714,7 тыс. руб.
При осуществлении государственного контроля (надзора) Верхнеобское ТУ Росрыболовства взаимодействует в форме планирования и реализации совместных мероприятий с участием сотрудников МВД. Совместно проведено 1540 рейдовых мероприятий по выявлению нарушений действующего природоохранного законодательства.
За отчетный период должностными лицами территориальных отделов Управления составлено 3144 административных протокола. Из общего числа:
2789- связано с нарушением Правил рыболовства, в том числе:
1184 – за незаконный вылов ВБР;
211 – по охране среды обитания.
80-прочих
По ст. 20.25 составлено 4 административных протокола.
С признаками уголовных преступлений в правоохранительные органы направлено 173 материала. По 133 материалам возбуждены уголовные дела.
За причиненный водным биоресурсам ущерб нарушителям предъявлены иски в размере 8109,7 тыс. руб. исковых сумм, из которых взыскано 3954,06 тыс. руб.
За отчетный период второго квартала у нарушителей изъято 8575,75 кг водных биоресурсов, в том числе 8547,35 кг рыбы.
У нарушителей изъято 3628 единиц незаконных орудий лова, 688 единиц транспортных средств.
Выпущено в среду обитания 2831,65 кг незаконно выловленной рыбы.
Важной составляющей деятельности Верхнеобского ТУ Росрыболовства является массово-разъяснительная работа среди населения по вопросам охраны водных биоресурсов и среды их обитания, соблюдения законодательства в области рыболовства. Профилактическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями направленная на предотвращение нарушений, осуществляется путем регулярного размещения соответствующей информации на сайте Верхнеобского ТУ Росрыболовства. За 2 квартал 2020 года на сайте Управления размещено 187 статей, в том числе по освещению контрольно-надзорной деятельности, об итогах работы, о природоохранном законодательстве и ответственности за его нарушение с указанием конкретных случаев.
В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания должностными лицами Управления осуществлялся предупредительный надзор путем:
-
рассмотрения и согласования материалов, обосновывающих строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания;
-
согласование нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
-
согласование условий водопользования на водных объектах рыбохозяйственного значения при принятии решений о предоставлении водных объектов в пользование и заключении договоров водопользования.
Сведения о проведенной работе по обозначенному направлению содержатся в базе ФГБУ «ЦУРЭН».
Всего во 2 квартале 2020 года в Верхнеобское ТУ Росрыболовства поступило на согласование 43 материала проектной и иной документации, обосновывающей согласование деятельности, из них:
-
согласовано осуществление хозяйственной и иной деятельности в рамках 68 проектов, отклонено 35 проектов, как не соответствующих требованиям по сохранению водных биоресурсов, 46 проектов находятся на стадии рассмотрения;
-
согласовано 19 проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты, отклонено 2 проекта;
-
согласовано 72 условия водопользования на водных объектах рыбохозяйственного значения при принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование и заключении договоров водопользования.
В целом по Управлению за 2 квартал 2020 года по результатам надзорных мероприятий (проведение плановых и внеплановых проверок, рейдовых мероприятий) к административной ответственности с наложением административных штрафов по статьям. 8,33, 8,42, 8,38 и 8,48 КоАП РФ привлечено 220 граждан, 19 должностных и 17 юридических лиц. Сумма наложенных штрафов составила 1541 тыс. рублей, размер взыскания с учетом поступления взысканных штрафов, наложенных по постановлениям предыдущих периодов составил 1378, 3 тыс. руб.
-
Анализ по правоприменительной практике в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов по разъяснениям, даваемым органом государственного контроля, его подразделениями и территориальными органами по вопросам применения законодательства Российской Федерации
В ходе мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, а также при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов:
– проводится разъяснительная работа в ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью предупреждения возможных нарушений ими природоохранного законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания;
– проводится разъяснительная работа при осуществлении контроля за соблюдением пользователями водных биологических ресурсов условий договора пользования рыбопромысловыми участками;
– проводится разъяснительная работа при выдаче пользователям разрешительных документов о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства, в том числе по соблюдению предписанных условий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
– проводится разъяснительная работа по вопросам выдачи, приостановлению действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
– проводится разъяснительная работа по вопросам подготовки и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование;
– с целью повышения эффективности борьбы с правонарушениями в области рыболовства активизирована работа по взаимодействию рыбоохранных структур с населением и общественными организациями, в том числе с проведением совместных рейдовых мероприятий.
-
Типичные нарушения обязательных требований при проверках
– несоблюдение законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водных объектов – отсутствие согласования на осуществление хозяйственной деятельности с Верхнеобским ТУ Росрыболовства, а также загрязнение территории, прилегающей к водному объекту
– несоблюдение законодательства в области охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод в водные объекты.
Значительную часть административных правонарушений составляют правонарушения, допущенные при сбросе сточных вод и заборе водных ресурсов.
В ходе проведения ряда проверок и административных расследований выявлены множественные нарушения при сбросе сточных вод.
При анализе условий, способствовавших совершению административного правонарушения, можно выделить следующее:
– отсутствие системы контроля за деятельностью работников предприятий со стороны руководства;
– безответственное отношение работников по отношению к исполнению своих должностных обязанностей;
– незнание требований нормативных правовых (технических) актов работниками и руководителями предприятий.
Для устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, руководителям предприятий выдаются предписания для их устранения.